История применения эфирных масел в Древней Греции

История применения эфирных масел в Древней Греции

Знания об ароматах древние греки частично позаимствовали у египтян. И хотя в ароматном мире они не были первооткрывателями, но по составлению сложных композиций превзошли египтян, смешивая цветочные масла и различные специи, бальзамы и камедь.

История парфюмерии – Греция

Душистые ароматы древние греки использовали не только в эротических и гигиенических целях, но и в магических. Как и многим другим явлениям и созданиям природы, греки приписывали ароматам божественное происхождение. Пахучие вещества стали неотъемлемой частью ритуалов, сопровождавшихся возжиганием душистых благовоний.

Ритуал погребения был особенно овеян ароматными веществами. Усопших заворачивали в саван, пропитанный ароматами, и предавали земле вместе с драгоценными сосудами, заполненными пахучими растениями, которыми чаще других были роза, лилия, фиалка.

История парфюмерии – Греция

В греческих храмах для погружения в транс жрицами возжигались ароматы, для чего использовались лавровые листья. Из дыма благовоний создавали магический круг, в котором жрицы прорицали будущее. В VII веке до н.э. в Греции существовал крупный по тому времени рынок душистостей, сотни парфюмеров открыли лавки, продавая свои пахучие растения. Особенно любили розу, ирис, лилию, майоран, анис, шалфей, тмин.

Для приготовления косметических мазей эти растения смешивали с оливковым, ореховым или касторовым маслами. Именно греки впервые стали добавлять в парфюмерные композиции пряности и специи, без которых сегодня не обходится ни один аромат из «восточной» группы.

Их продавали в маленьких симпатичных керамических сосудиках. В археологических раскопках найдены удивительные керамические вазочки в форме головы человека, миниатюрных бюстов богов, фигурок животных и т.п.

Александр Македонский, победив персидского царя Дария, войдя в его палатку, презрительно отбросил шкатулку с бесценными благовониями. Но вскоре оценил их, и, завоёвывая страны Азии, попутно изучал душистые ароматы. Александр отправил своих послов в Йемен и Оман, чтобы они нашли рецепты арабских благовоний, особенно понравившихся ему.

Производство парфюмерии на Ближнем Востоке

Когда-то отбросив драгоценную шкатулку Дария, теперь он сам использовал ароматы для тела и возжигания. И, кроме того, Александр привёз в Афины своему бывшему соученику философу и натуралисту Теофрастусу многие растения, чтобы тот основал ботанический сад. Благодаря этому, из трудов Теофрастуса человечество узнало, как смешивать и хранить пахучие вещества, как они влияют на разум и чувства, как их использовать и в каких целях.

Древние греки воспевали культ красоты и гигиены тела, а потому широко использовали благовония в ароматических ваннах, массаже, а также в медицине. После принятия ванны, а также до и после еды считалось необходимым правилом покрывать своё тело душистыми маслами не только в целях гигиены, но и для удовольствия. Гиппократ рекомендовал многие лекарственные средства на основе мальвы, шалфея, тмина, розы, аниса, кориандра, чеснока, различных смол, включая ладан, мирру и стиракс. Все эти вещества в дальнейшем занимали важное место в каждой системе древней медицины.

Во время торжеств и пиров гостей одаривали гирляндами цветов, благовонными притираниями, а букеты из цветов подбирали так, чтобы их благоухание позволило бы избежать опьянения. Очень ценилось розовое и левкоевое масла.

С момента освоения новых торговых путей, греки начали ввозить из Африки и Юго-Восточной Азии нард, имбирь, пальмарозу, из Китая – камфару, из Индии – перец, сандаловое дерево. А когда-то ввозимые мирт и ладанник из Йемена, стали привозить из Персии, а затем выращенные в Средиземноморье. Но как всегда, большим спросом пользовались роза, нарцисс, шафран, дубовый мох, кардамон, корица, мускатный орех, костус, нард и алоэ. Именно из этих компонентов изготавливались дорогие мази.

Начиная с IV века до н.э. в Греции появились более тяжёлые ароматы, такие, как мирра, бензойная смола, сандал и вещества животного происхождения: мускус, цибетин, кастореум, амбра.

Запах древней Эллады – это запах оливковых рощ, смешанный с душистыми благовониями и запахом морского воздуха. Греки удивляли иноземных гостей своей негой и роскошью. Жители Эллады тратили свои состояния на приобретение новых и новых ароматов, а государство угасало на глазах, пока полностью не распалось.

Большая часть медицинских знаний о лечебных свойствах растений пришла в раннюю Грецию из Египта. В VI! веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. 13 этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел. Настои изготавливались из майорана, лилии, тимьяна, шалфея, аниса, розы, ириса и других растений. Благовония считались даром богов и в основном использовались для совершения религиозных обрядов.

Расцвет эпохи благовоний

Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее). Сведения о том, как это произошло, дошли до нас благодаря сочинениям древнегреческого писателя и философа Плутарха. В своем произведении «Александр» он описывает поход Александра Македонского в Персию.

Осенью 333 до н. э. под городом Исса в Персии армия Александра Македонского разбила втрое превосходящую по численности армию персидского царя Дария III. К окончанию битвы личный обоз Александра Македонского еще не прибыл, поэтому после боя ему пришлось мыться в походной бане побежденного царя. Там он увидел множество изящных золотых кувшинов, флаконов для духов тончайшей работы, наполненных благоухающими маслами. Из бани он перешел в палатку, поражавшую высотой и размерами, с изумительными ложами, столами и посудой. Тогда Александр, привыкший к аскетизму походной жизни, сказал, взглянув па друзей: «Видимо, это и значит царствовать». Пораженный изобилием ароматных веществ, Александр вспомнил эпизод из своего детства, связанный с благовониями. Однажды, когда воспитатель Леонид совершал жертвоприношение, маленький Александр подбежал к нему и, схватив пригоршню благовоний, бросил их в огонь.

«Когда, Александр, ты завоюешь страну, обильную ароматами. — заметил ему Леонид, — тогда ты будешь так щедро их жечь. А пока то, что есть, расходуй бережливо». Вспомнив своего наставника, Александр послал Леониду из Персии 500 талантов ладана и 100 талантов смирны, сопроводив подарок письмом со строками: «Мы послали тебе ладана и смирны в изобилии: перестань скаредничать с богами». Рассказывают также, что Александру преподнесли ящичек изумительной работы, принадлежавший раньше Дарню. Друзья советовали хранить здесь самую большую драгоценность. Александр сказал, что положит сюда «Илиаду» Гомера.

Жрецы и травы

Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений. Если их принуждали, то они или откровенно обманывали, или говорили полуправду. Но Александра Великого уже невозможно было остановить. Своему другу однокласснику по афинской школе Тсофрасту он посылал черенки и семена различных растений, которые использовались для извлечения ароматов. Благодаря этому в Афинах был создан первый ботанический сад.

Эфирные масла для бани и сауны

Школа медицины

Основателем школы «рациональной» или «научной» медицины считают грека Гиппократа (IV век до н. э.). Гиппократ был современником Александра Македонского и вёл жизнь странствующего врача в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой, храмовой медицины и определение медицины как самостоятельной дисциплины. Гиппократ отрицал сверхъестественное, божественное происхождение болезней и учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Его можно также назвать первым доктором «естественной медицины» в современном значении этого выражения, так как для лечения он использовал простые природные средства, такие как уксус, мед, травы, гидротерапию. Он придавал особое значение предотвращению болезни и здоровому образу жизни. Некоторые из его работ сохранились и были переведены с древнегреческого языка на многие языки мира

История парфюмерии в Древней Греции

Значительную часть благовоний и ароматных компонентов привозили с Востока. Проделав такой огромный путь, парфюмерия повышалась в цене, поэтому «иностранные» ароматы могли себе позволить только богатые граждане.

На смену моноароматам стали приходить парфюмерные композиции. При раскопках древнегреческих городов были найдены глиняные таблички с записанными на них рецептами благовоний.

В повседневной жизни считалось правилом хорошего тона покрывать свое тело ароматными мазями и маслами, причем это делали как женщины, так и мужчины. У этого было не только эстетическое, но и практическое значение: мази обладали дезинфицирующим свойством.

В религии благовония применялись при богослужениях и ритуалах, а также при бальзамировании тел усопших. В захоронениях археологами были обнаружены, наряду с личными вещами, флаконы с благовониями.

Ароматы ассоциировали с богами. Так, каждый бог обладал своим собственным, только ему присущим ароматом. Это было составляющей частью древнегреческого культа красоты. Парфюмерию приносили в дар богам в виде душистых венков. Для приношения в храм богине любви и красоты Афродите и Музам-покровительницам искусств использовали мирт, розы и фиалки. Богиням плодородия Деметре и Персефоне посвящали венки из колосьев, богу виноделия Дионису — из плюща, хмеля, виноградной лозы, покровителю путешественников Гермесу — из гиацинта и майорана, лесным божествам — Пану и сатирам — из сосны, Гераклу — из ветвей оливы или тополя. Лавровые венки подносили верховному богу греков Зевсу, покровителю прорицателей Аполлону, покровителю кузнечного ремесла Гефесту, богу моря Посейдону, а также Афродите и Дионису.

Широко применялось окуривание помещений, причем не только при ритуальных обрядах, но и при светских. Например, на пирах, в термах или просто в богатых домах. Для окуривания чаще всего употреблялись ладан, мирра и лаванда.

Еще одним «чудом света» стали ароматизированные фонтаны, в воду которых добавлялись эфирные масла. Вокруг фонтана создавалась удивительная аура, которую мог унести с собой любой желающий – достаточно было постоять немного около воды и подождать, пока брызги осядут на коже.

Ароматы хранились в сферических сосудах, украшенных античными рисунками. Начиная с VI в. до н.э. флаконы становятся более разнообразными: они выполняются в виде ступни в сандалии, божества, животных или мифических существ. Каждый из разнообразных сосудов имел свое название и предназначение. Так, бальзамарии и ониксы использовались для хранения благовоний. Алабастры и арибаллы – сосуды небольшого размера — подвешивались к поясу. Лекифы использовались при погребальных обрядах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *